29 апреля 2016
История одного предмета. К 71-й годовщине Великой Победы. Письмо с фронта
В фондах музея-заповедника - немало свидетельств Великой Отечественной войны. Очевидцев тех далеких событий 1941-1945 годов остается среди нас все меньше и меньше, и уже во многом молчаливые находки поисковиков и музейные реликвии рисуют нам картины тяжелых будней войны. Они передают атмосферу поля боя, уроки мужества и примеры стойкости советских солдат, нелегкого походного быта. Они рисуют нам картины ожидания – ожидания встречи с родными и близкими, чувства тех, кто решает судьбу страны и кто оберегает родной очаг.
Бережно хранятся в музее фронтовые треугольники и почтовые карточки с обязательными штемпелями «Просмотрено военной цензурой». Конечно, в выгоревших от времени строчках мы не найдем неизвестных фактов о событиях тех горьких четырех лет. Их бы в то время никто не позволил сообщить родным. Но в них масса теплых и душевных слов, укрепляющих дух как самого воина, так и дорогих и близких ему людей.
Несколько фронтовых писем, переданных в музей краеведом Сергеем Васильевичем Кусакиным, принадлежали жителям Епифани. Автор ряда фронтовых посланий - Королев Аким Георгиевич. В 1938-1941 году он был директором епифанской средней школы. В первые дни войны директора школы призвали на фронт.
Родственники сохранили несколько писем, присланных Акимом Георгиевичем супруге – Тамаре Николаевне. Накануне Дня Победы предлагаем вам фрагмент этой переписки. Мы окажемся в далеком 1945 году. До решающих сражений еще далеко – несколько месяцев войны и тысячи сломанных людских судеб. Но в них читается твердая уверенность в Победе нашей армии и в новой мирной жизни.
16 февраля 23 ч 30 минут
Здравствуй, Томочка! Толик! Шлю привет и наилучших успехов в твоей жизни. Вчера получил письмо от Галочки от 9.II, а от тебя письмо было за 7.II, на которое я ответил. Сейчас слушаю последние известия, извести приятные. Как яростно не сопротивляется, но наши доблестные войска громят в его собственной берлоге.
Я, Томочка, живу пока по-прежнему. Готовимся к празднику - 27 годовщине Красной Армии. Но знаешь, теперь можно ждать изменений в перемене местожительства. Ты сама можешь посмотреть на карту и как уже за это время отошла от нас линия фронта – где решается Победа. Мне кажется, что теперь настает время к перемене местожительства, поближе или рядом быть с Петром Матвеевичем. Будущее покажет.
А пока упорно занимаемся учебой. Ведь у нас так бывает, что сегодня ничего нового нет, а завтра новость, и через несколько часов быть в боевой готовности следовать туда, куда прикажут. Для того, чтобы окончательно добить фашистскую Германию, надо сделать еще более мощный и неослабевающий удар, а для этого надо иметь подкрепление, конечно, они у нас есть и нам безучастным оставаться нельзя. Ты меня пойми, как только мои рассуждения, исходя из событий сегодняшнего дня.
Ты мне пиши, как писала по-прежнему, об изменениях в моей жизни сообщу, если они будут. Пишет ли Петр Матв.? Мне что-то нет. В конце февраля может быть удастся побывать у Толи, он тоже о себе не дает знать. Хотя с ним не виделись 2 месяца. Посылаю и Гале ответ на письмо и загадки в одном конверте. Пиши и о своем житье-бытье. О детках. Привет всем родным. Целую вас крепко. Остаюсь Ваш родной, любящий Вас.
Время уже 0 час.30 м. Уже 17.2. Сегодня дежурю.
Авторская пунктуация сохранена.
После войны Аким Георгиевич Королев был демобилизован. Работал в Ясногорском районе.
Помимо его фронтовых писем в фондах музея-заповедника хранятся фотографии, на которых он запечатлен.