Назад

11 ноября 2014

История одного предмета. Кузнецовские масленки

Представляем новую рубрику на сайте, где рассказываем об интересных предметах из фондов музея-заповедника.

На этой неделе знакомимся с Кузнецовскими масленками.

В конце XIX – начале ХХ века во всех слоях общества в моду вошли фарфоровые и фаянсовые изделия, изготовленные на предприятиях М.С. Кузнецова. Сервизы чайные и обеденные, чайные пары, тарелки, статуэтки и многое другое выпускалось как в «эксклюзивном» варианте и предназначалось для высших слоев общества, так и в массовом, и было доступно даже крестьянским семьям. Особое место в ассортименте изделий занимали знаменитые кузнецовские масленки. Являясь, в принципе, посудой для хранения масла, часто они использовались не по своему прямому назначению. Имели они еще и чисто декоративную, украшательскую функцию – радовали глаз и часто использовались в качестве подарков. 

В интерьерах эти вещи не прятались внутрь шкафа или буфета, а выставлялись напоказ на столы, подстолья, комоды. На формах этих масленок-шкатулок демонстрировали свое мастерство и неисчерпаемую фантазию мастера-фарфористы. А выбрать было из чего - масленки «дыня», «тыква», «курица», «огурец», «гроздь винограда», «калач», «орех», «ананас», даже масленка в виде стопки блинов или масленка-бант. 

Долгое время эти изделия считались чисто «кузнецовским» изобретением. Однако, по всей вероятности, отмечают искусствоведы, владелец завода заимствовал идею их создания в Англии, куда часто ездил знакомиться с опытом крупных британских фаянсовых предприятий. Еще в XVIII веке знаменитый английский керамист Джозайя Веджвуд делал масленки в виде кочана капусты. Идея эта была успешно внедрена на заводах Кузнецова и разработана его мастерами-модельщиками, скульпторами и живописцами. Масленки вошли в отдельную категорию «галантерейного списка» наравне со шкатулками, туалетными коробками, мелочницами (коробочками для пуговиц, ключей, почтовых марок) и укладками. 

В Галерее представлены предметы из экспозиции Музея купеческого быта в поселке Епифань.