05 июня 2015
Епифанские шлюзы под пристальным взглядом археологов
Специалисты музея-заповедника проводят на Куликовом поле натурные исследования объектов Ивановской водной системы начала XVIII века.
Ивановская водная система или чаще называемая в краеведческой литературе «Ивановский канал» была одним из самых крупных гидротехнических сооружений петровского времени. Лично задуманная и воплощенная в жизнь мысль Петра Великого соединить Дон и Волгу через Оку, Упу, Шат и Иван-Озеро к сожалению в настоящее время практически забыта в истории тульского края. А ведь на сооружении канальной системы одновременно работало до 20 тысяч работных людей и пленных шведов. На 200 км отрезке Упы, Шата и верховьев Дона были осуществлены огромные преобразования природы, следы которых видны и поныне. Поэтому Ивановская водная система в тульской истории стоит в одном ряду с Куликовской битвой, Ясной Поляной, Тульскими засеками, Оружейным заводом и другими событиями и достопримечательностями.
Вот уже в течение ряда лет на Куликовом поле работает совместная экспедиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Специалисты проводят полевые работы по изучению объектов Ивановской водной системы. В этом году исследователям улыбнулась удача.
В Российском государственном архиве древних актов удалось обнаружить план Люторической волости Епифанского уезда 1768 г. на котором были изображены шлюзы и рукотворный канал, вырытый от Шата к Иван-Озеру и далее вниз по Дону. Этот рукописный план стал хорошим подспорьем в локализации шлюзов начала XVIII века и других деталей, связанных с сооружениями канала.
Проведенные в начале полевого сезона исследования дали блестящие результаты. Удалось не только локализовать и зафиксировать остатки четырех шлюзов, но и проследить на картах и на местности линию рукотворного канала, который был вырыт в первое десятилетие XVIII века рядом со старым руслом Дона. После того как Ивановская водная система перестала функционировать Дон по-разному распорядился своим новым руслом. Где-то он и сейчас течет по рукотворному каналу, а где-то, проявив характер, он вернулся в свои старые берега. Чтобы понять и проследить эти изменения, сотрудникам экспедиции пришлось много поработать как в полевых условиях, так и в тиши рабочих кабинетов.
Исследуя и фиксируя следы былой кипучей строительной деятельности на верховьях Дона, члены экспедиции не раз отмечали свежие следы разрушения валов петровского канала. В настоящее время с помощью тяжелой техники исторические валы срывают а землю вывозят на продажу. Труд десятков тысяч наших предшественников и воплощение замыслов царя Петра, преобразователя и реформатора России, оседает на усадьбах наших состоятельных сограждан. В не менее жалком положении находится и сам Дон. Иностранные путешественники XVI-XVII веков не раз отмечали, что верховья Дона представляют собой диковинный край изобилия. Чистейшая река изобиловала рыбой, а ее окрестности - диким зверем и птицей. Сегодня верховья Дона в районе Новомосковска и Донского представляют собой мутный зловонный поток, рядом с которым невозможно дышать. Ручьи и мелкие речки, впадающие со стороны Новомосковска, Бобрик Горы и Северо-Задонска имеют молочный цвет и напоминают собой не что иное, как канализационные стоки. Плачевное состояние Дона оставляет грустное впечатление.
Предстоит еще большая работа по созданию целостной картины донского отрезка Ивановской водной системы с тем, чтобы увязать воедино исторические источники и современные реалии верховьев Дона.
Историческая справка
Иван-Озерецкий канал - одно из крупнейших гидротехнических предприятий Петровской эпохи. Так называлась пролегавшая по верховьям Дона, Шату и Упе частично естественная, частично искусственная водная дорога, недолгое время связывавшая системы великих рек Восточной Европы Дона и Волги. Строительство канала связано с попыткой Петра I активизировать восточную торговлю и направить ее через Россию в обход Турции.
Сооружение канала началось после завоевания Азова и заключения в 1700 году мира с Турцией, что открывало для России доступ к восточной торговле. Заготовка материалов для строительства этого канала началась не позднее 1701 года, собственно строительство - не позднее 1702-го. Общее руководство работами по трассе Ивановского канала было поручено московскому коменданту князю Матвею Петровичу Гагарину, с этой поры проводившему здесь большую часть времени. Техническое руководство работами осуществляли голландские мастера и английский инженер Джон Перри. Выполняли их работники из 15 уездов и пленные шведы. Число рабочих на канале достигало 20000 человек. В первый же год было построено 7 шлюзов, впоследствии их число возросло до 33.
Город Епифань, как ближайший центр должен был стать главным опорным пунктом проводимых строительных работ. Иван-Озеро было углублено и в него были подведены все возможные водные источники. Из озера в речку Шат был прорыт канал в 25 м ширины и 1,5 м глубины, длиной более 13 км от с. Бобрики до речки Любовки. Было устроено 33 шлюза. На реке Упе - 2, речке Шат - 8, на канале 6 и на реке Дон, причем в близи Епифани - 2. Каждый из шлюзов имел около 43 м длины, 10 м ширины и глубиной в 5 м. Вся водная система канала достигала длины около 200 верст.
Строительные работы сами по себе, а также открытие судоходства по каналу делало Епифань одним из важных торговых пунктов. Именно этим и следует объяснять резкий скачек в развитии города, произошедший в его развитии в первой четверти XVIII века. В связи со строительством канала у Иван-Озера была учреждена особая внутренняя таможня, которая в 20-е годы XVIII века являлась крупнейшей по сборам в Тульской провинции.
Зимой 1703 года по пути в Воронеж осмотреть «епифанское слюзное дело и перекопную работу» заезжал на Иван-озеро Петр I. Возможно, именно в этот визит Петр посетил Куликово поле и Зеленую дубраву.
Год 1711-й в биографии Петра Великого отмечен тяжелой военной неудачей: поход русской армии с царем во главе, предпринятый им против турок, закончился неожиданным и неприятным по последствиям ее поражением. России пришлось согласиться с передачей победителю стратегически важной территории - устья Дона и Азовского побережья в районе Таганрогского залива. «Трагедия на Пруте» отразилась и на судьбе Ивановского канала. Несмотря на то, что еще в 1707 году по его трассе удалось провести корабли, к 1711 году канал был недостроен, а эксплуатация его не налажена. Теперь к трудностям организационным и техническим, которые лихорадили стройку, прибавилось обстоятельства, делавшее канал в значительной степени ненужным.
Впоследствии еще несколько раз возобновлялись попытки достроить канал и запустить его в эксплуатацию. В начале XIX века были проведены новые обследования рек, по которым проходил канал. По новым предположениям канал мог быть использован для перевозки 10 млн. пуд. грузов на 6 тыс. судах. Однако в разработках планов канала указывалась главная трудность в сооружении канала: недостаток воды. Начавшиеся было работы были прекращены из-за незаинтересованности тульского и московского купечества в его строительстве.
Строительство Ивановского канала в своей повести «Епифанские шлюзы» описал наш соотечественник Андрей Платонов. Известняковые шлюзные блоки Ивановского канала использовались в качестве строительного материала при возведении здания музея нового комплекса «Поле Куликовской битвы».